вторник, 20 июля 2010 г.

Разбор статьи из "Библиосферы" (2010, №1)

1.

Данный пост является результатом размышлений над статьей "Использование новейших технологий для реализации информационной функции библиотеки" (О. Л. Лаврик, И. Г. Юдина), опубликованной в журнале "Библиосфера", № 1, 2010, C. 35-41.

Эта статья не по теме Ариадны. Но поскольку наш коллектив авторов имел неосторожность вступить в обсуждение сущности дванольных технологий и порекомендовать эту статью (http://ariadnalib.blogspot.com/2010/06/20.html), то придется довести дело до конца. Если сказал "А", то придется и "Б". Тем более что при внимательном прочтении обнаружились странности.

Сразу оговорюсь, что лично ни одной веб-два-ноль-технологии в своей библиотеке не внедрила.
Во-первых, по моему опыту работы (в частности, по впечатлению от работы на пункте библиографического обслуживания) читатели вовсе не жаждут исписать все своими комментариями, ярлыками, статьями в википедиях и проч. и проч. Острая потребность в качественных и удобных традиционных биб.услугах в электронной среде - это да (электронный каталог, электронная библиотека, сайт, консультации в онлайне).
(Возможно, в библиотеках другого типа (массовых, школьных, не знаю), ситуация иная).
Во-вторых, опыт нескольких лет чтения зарубежной проф.печати по практике внедрения дванольных технологий тоже совсем не вдохновляет.

2.

Возвращаемся к обсуждаемой статье.
Обратим внимание, что авторы справедливо не употребляют термина "Веб 2.0" в названии статьи, потому что ее содержание касается не только Веб 2.0. Форумы, гостевые книги и RSS стали обыденнейшим явлением задолго до того, как Веб 2.0 приобрел массовое распространение. Даже сайты закладок и те раньше появились.

Для себя определяю: Веб 2.0 в библиотеке – это привлечение пользовательского контента как результата умственной деятельности пользователей в любой форме (от комментариев до назначаемых ими ярлыков).
Два дополнительных момента: выход библиотеки как института в социальные сети и использование веб-приложений в качестве технологической платформы.

Вопросительный вопрос: чаты и форумы существуют с незапамятных времен. Если библиотека у себя на сайте держит форум, это Веб 2.0? Пользовательский контент налицо… Ну, пусть теоретики думают :)

Нужны ли статьи, которые только описывают новые технологии без привязки к библиотечной практике?
прошу прощения, здесь какой-то кошмарный отступ перед таблицей, не поборола :(
за против

Пусть кто-то сэкономит силы других и представит внятный обзор тенденций на «нашем» поле, в нашей библиотечной печати

Не все знают английский… И не все знают, в каких небиблиотечных изданиях об этом можно прочитать.

Актуализация информации. Этот пункт мне добавили коллеги. Вот выходит, предположим, очередная «повторительная» статья – а для кого-то она может стать «кладезем информации», кто раньше об этом не читал.

Таких статей слишком много. На фоне нехватки публикаций об изучении потребностей читателей в этих «новых» технологиях очередная «теория» вызывает сожаление о напрасно потраченном времени.

Пристатейная литература к «теоретическим» статьям зачастую крайне скудна. Авторы не следят за публикациями по теме.
Говорят, чтобы написать что-то свое, надо перестать читать. Согласна. Но уже после того, как автор что-то написал, пусть не поленится проверить оригинальность своего опуса. Не будем увеличивать энтропию :)

3.

В обсуждаемой статье есть схема "Структура информационной деятельности библиотеки":

(прошу прощения за качество изображения)

Зачем выносить отдельно «Информационное обеспечение»? Если это не СБО, не каталоги и не выставки, тогда что это?

4.

В обсуждаемой статье есть табл. 1. "Использование современных технологий зарубежными библиотеками".
Из всей таблицы выделяю некорректные или требующие пояснений положения (на мой взгляд):
  • Блог / видеоблог (Blog / videoblog) - средство приема и отправления запросов библиографического характера (СБО) ??? Совсем "не в ту степь"
  • Вики (Wiki) - осуществление и сопровождение СБО (организация общедоступного архива выполненных справок) ??? Совсем "не в ту степь"
  • Гостевая книга - помощь в информационном поиске (СБО) ??? Совсем "не в ту степь"
  • Подкаст и YouTube – ничего криминального, но я с этим мало работала, может, более опытный в этом коллега заметит ляп.
  • Социальные закладки / тэги (Folksonomie; Taggs) – нечего там «размазывать» по десяти пунктам (рекомендация, систематизация, категоризация, сопровождение процесса обучения и т.д.). Просто средство для создания путеводителей по интернет-ресурсам.
  • Социальные сети – наверное, по тексту статьи все логично. Я пользуюсь социальными сетями только изредка, если мне нужно получить оттуда информацию. Вероятно, это действительно хорошая площадка для продвижения библиотеки… в этом я тоже не сильна :) Но, ссылаясь опять-таки на зарубежные публикации, должна заметить, что лозунг «Мы должны прийти туда, где пользователь (читатель)!» чреват… Смотря как читатели воспринимают социальные сети. Есть данные, что для них это в первую очередь место отдыха и неформального общения… Может, они не хотят, чтобы библиотекарь за ними в Контакте с книжкой бегал?
  • Twitter – к сожалению, у меня нет примеров интересного использования Твиттера. При первом приближении он показался мне довольно невнятным. Но миллионы людей пользуются, значит, что-то в этом есть. Ну, если у библиотеки есть о чем «потвикать»… пусть щебечет :) А в России твиттер, кстати, на одном из последних мест по популярности.

5.

Далее по тексту рассматриаемой статьи: "Более того, можно конкретизировать, для решения какой задачи может быть использована та или иная технология в рамках основных видов информационной деятельности (табл. 4)":

Ведение каталогов:
Социальные закладки / тэги (Folksonomie; Taggs)

Отбор и систематизация интернет-документов, вносимых в справочно-поисковый аппарат библиотеки (электронные книги, журналы и т. д.)
Очень странный пункт. Я не каталогизатор, конечно, а «скромный библиограф-пользователь»… Каталог описывает фонд конкретной библиотеки. Причем здесь СПА? Тогда уж отбор сетевых документов для включения в основной каталог. И причем здесь соц.закладки?
Фолксономия. ИМХО, теги в каталоге годны лишь для фонда либо очень маленького, либо очень специфического… Поисковая функция тегов весьма специфична и требует отдельного разбора.

Справочно-библиографическое обслуживание
Блоги / видеоблоги - cпособ ответа на запросы, требующие визуального ряда
Если ответ пользователю требует «визуального ряда», так сделайте видеоролик и приложите к ответу. Причем здесь блог?

Вики (Wiki) - организация общедоступного архива выполненных справок
Как авторы себе это представляют? По структуре вики – это статьи, словарные статьи энциклопедии. Что, на каждый вопрос пользователя создавать словарную статью? Либо делать статью под названием, например, «менеджмент предприятия» и туда складировать запросы и ответы?

Гостевая книга - основа для организации виртуальной справки
Вот уж воистину новейшая технология, лежу под столом :)
Гостевая книга – это ряд последовательно поступающих сообщений, последовательно выводимых на странице по времени своего поступления. Вообразите себе падающие кучей запросы, вперемежку с ответами библиографа и комментариями других пользователей!

Социальные сети (Facebook, Moikrag, MySpace) - создание и ведение профессиональных профилей для выполнения справок, создание и ведение распределенной справочной системы
Не знаю. Сетями не пользуюсь, как уже говорила, потому комментировать воздержусь.

Форумы - консультирование
Вот на основе форума еще как-то можно худо-бедно организовать ВСС. Ряд библиотек так и поступили, полагаю, с бюджетной точки зрения это дешевле, чем полноценная виртуалка.
(О полноценности ПО для ВСС тоже совсем отдельная беседа).
Подготовка библиографических пособий
Социальные закладки / тэги (Folksonomie; Taggs) - отбор и систематизация интернет-документов, используемых для создания разного рода ресурсов.
Да, соц.закладки подходят для создания списков сетевых ресурсов. Это, собственно, очевидно.
Далее в таблице есть еще два пункта, с которыми я теоретически согласна (опять-таки, потому что напрямую этим не занимаюсь):
1. "Проведение массовых информационных мероприятий" (Блоги / видеоблоги; Мультимедийные технологии (Flicker, YouTube); Подкастинг (Podcast); Социальные сети (Facebook, Moikrag, MySpace); RSS-подписка; Twitter)
2. "Формирование информационной культуры пользователей" (Вики (Wiki); Мультимедийные технологии (Flicker, YouTube); Подкастинг (Podcast); Социальные закладки / тэги (Folksonomie; Taggs); Форумы).

19 комментариев:

  1. К Информационному обеспечению всегда относила технологии ИРИ-избирательное распространение информации и ДОРИ - дифференцированное обслуживание рабочих и служащих. Примеры: ИРИ-читатель коллекционирует марки, значит, все что новое появляется в этой области тут же ему доставляется(лично, по телефону, электронной почте) или учителя истории знакомишь с новинками по истории, учителя физики с новинками по физике, диссертанту по теме диссертации и т.д.. Причем делаешь это в системе, не эпизодично!!! ДОРИ-тут проще, если работаешь, например, в библиотеке НИИ или крупного завода. Ищешь и поставляешь информацию для сотрудников в соответствии с направлениями работы предприятия слесарю-слесарево, кадровику- тонкости трудового права.

    ОтветитьУдалить
  2. Хотелось бы прочитать статью. Она есть в свободном доступе? - kotbibliofil
    Для организации системы "вопрос-ответ" существуют системы HelpDesk. С их помощью задаются вопросы и даются ответы. Потом на набранном материале в полуавтоматическом режиме формируется база знаний и создаётся FAQ - Papa Sasha
    Источник комментариев-http://friendfeed.com/biblio-media

    ОтветитьУдалить
  3. Да, согласна с Вами.
    Авторы рассматриваемой статьи поясняют далее по тексту, что это "информирование пользователей в режимах ИРИ, ДОР, ОСИ".
    Обратимся к определениям:
    ИРИ - избирательное распространение информации
    ОСИ - оперативное сигнальное информирование
    ДОР - дифференцированное обслуживание руководителей
    Почему это не СБО? Для СБО жестко закрепили схему "разовый запрос-ответ"? А все что носит пролонгированный характер - это перечисленные выше?
    Ладно, не будем отбирать хлеб у теоретиков :)

    ОтветитьУдалить
  4. Свобдный доступ к статье закрыт.
    См. офиц. сайт журнала http://www.spsl.nsc.ru/win/Bibliosfera/index.htm

    ОтветитьУдалить
  5. Про системы HelpDesk дайте, пожалуйста, точную ссылку на пост или страницу.

    ОтветитьУдалить
  6. Мне, кажется, что их разграничили в давние советские времена, просто потому, что СБО-бесплатная услуга как правило характерная для массовых библиотек, а ИРИ, ДОР и ОСИ всегда оказывались научно-техническими библиотеками на договорной, платной основе организациям и даже план давался библиотекам по заключению таких договоров с организациями.Считалось, что такие режимы обслуживания приносят ощутимую экономическую прибыль предприятиям. В основном, это часто сводилось к оперативному информированию о новых СНПах, ГОСТах и рацпредложениях:-)

    ОтветитьУдалить
  7. "Веб 2.0 в библиотеке" - это использование технологий и сервисов веб 2.0, и никак не связано с привлечением пользовательского контента. Это уже библиотека 2.0, о которой, надеюсь, тут спорить не будем.
    "читатели вовсе не жаждут исписать все своими комментариями, ярлыками, статьями в википедиях и проч. и проч."
    А Вы давали им такую возможность? Вы их вообще спрашивали?
    "Может, они не хотят, чтобы библиотекарь за ними в Контакте с книжкой бегал?"
    Опять же не узнаем, пока не попробуем. Зачем же лишать пользователей возможности выбора: вступать или не вступать в группу библиотеки, добавлять или не добавлять ее в друзья.

    Почему считается, что отправить читателю письмо с напоминанием о просроченной книге или информацией о новых сервисах или поступлениях (или обзванивать) - это нормально, а написать сообщение вконтакте о том же - не очень.

    ОтветитьУдалить
  8. Цитата: "Может, они не хотят, чтобы библиотекарь за ними в Контакте с книжкой бегал?"
    Да, надо проводить опросы. Хорошо бы, чтобы это делали специально обученные люди - библиотекари-социологи, например.
    В американских публикациях я прочитала, что студенты не жаждут видеть библиотекарей и преподавателей в социальных сетях.

    Цитата: "Вы их вообще спрашивали?"
    Еще раз повторюсь: по моему опыту работы на пункте библиографического обслуживания - нет, не жаждут.
    Екатерина, а в Вашей библиотеке у студентов большая потребность в творчестве на платформе библиотечного сайта? Мне очень интересно, Вы ведь тоже непосредственно заняты на пункте обслуживания! Вы беседовали со студентами? Они хотят? Расскажите!

    Цитата: "А Вы давали им такую возможность?". Возвращаемся на круги своя. Внедрять технологию, чтобы из любопытства посмотреть, а что же будет - это если вы располагаете богатыми трудовыми ресурсами и можете позволить себе такую роскошь.
    А я как библиограф-программист-специалист с ненормированным рабочим днем, не могу себе такого позволить без прдварительного изучения пользовательской аудитории.
    Примеры РНБ:
    1. Руководитель нашей ВСС Эля Разумова создала блог "Библиограф+" - для читателей! Посмотрите цель этого блога в первом посте. Призываем! Просим! Реакция нулевая.
    2. Электронная б-ка РНБ - возможность комментировать для читателей. И что? 99% комментариев - это "исправьте плохой скан".

    ОтветитьУдалить
  9. Просто я придерживаюсь того мнения, что читателям нужно давать возможность высказаться и право выбора. А воспользуется он ими или нет - это уже его проблемы.
    Понятно, что на тестирование всех возможных вариантов использования сервисов в библиотеке не стоит тратить время. Но, мне почему-то кажется, что на "предварительное изучение пользовательской аудитории" может уйти гораздо больше времени и сил, чем на простой опыт. А ведь создать страничку библиотеки в соцсети и периодически публиковать в ней новости или любой другой контент по вашему выбору, гораздо проще, чем проводить серьезное исследование, ведь, в масштабах даже небольшого университета, чтобы картина была полной, нужно опросить группы студентов со всех факультетов, со всех курсов, а так же преподавателей и сотрудников.
    А какие комментарии вы хотели увидеть в электронной библиотеке?
    Кстати, неужели кроме Вас в библиотеке заняться всем этим больше некому?

    ОтветитьУдалить
  10. Ради интереса создала тему в группе университета вконтакте с вопросом "нужна ли вконтакте группа библиотеки университета". Посмотрим, что напишут :)

    ОтветитьУдалить
  11. Цитата: "читателям нужно давать возможность высказаться и право выбора"
    Думаю, что с этим все согласятся.
    Но давайте все-таки не уклоняться в облака теоретического прекраснодушия и вернемся к прозе жизни.
    Вот ВСС Научной библиотеки УрГУ. Не заметила ни одной дванольной технологии - ни комментариев, ни пользовательских тегов... Екатерина, что же Вы не пролоббировали их внедерние в вашу вирт.справку? :)

    ОтветитьУдалить
  12. Цитата: "А какие комментарии вы хотели увидеть в электронной библиотеке?"
    А Вы считаете, что в электронной библиотеке кроме как о технических неполадках пользователю и написать нечего?.. Вот уж не ожидала от таких слов от ярого сторонника идеи "активного пользователя".

    ОтветитьУдалить
  13. Цитата: "нужна ли вконтакте группа библиотеки университета. Посмотрим, что напишут :)"

    Да, это очень интересно. Надеюсь, Вы напишете в своем блоге, что получилось в результате.

    ОтветитьУдалить
  14. :)) я не могу добиться, чтобы мне список пронумеровали в нужном порядке, а вы про теги и комментарии... :) Я хотела, чтобы вместо аськи вставили виджет meebо, но программист сказал, что это невозможно, а кто спорит с программистами :)
    Думаю, комментарии можно добавить, но я не то чтобы не вижу в этом смысла... Учитывая количество запросов, поступивших за все время работы, комментарии мы вряд ли получим. Может, достаточно будет возможности указать на сколько пользователь удовлетворен ответом.
    Согласна, что говорить красивыми лозунгами о "возможности выбора" и "праве на высказывание" легко, а вот если задумаешься - зачем на официальном сайте библиотеки пользовательский контент, затрудняешься ответить.

    ОтветитьУдалить
  15. Цитата: "вставили виджет meebо, но программист сказал, что это невозможно, а кто спорит с программистами :)"

    Да, точно :) Диктатус программистикус.
    Выход только один - самой стать программистом :))
    шучу-шучу.

    ОтветитьУдалить
  16. Вот только ярлыков вешать не надо :)) Я могу представить, что читатель могут написать в комментариях: "Спасибо, мне эта книга/статья помогла написать работу" или "А я вот с автором несогласен" или "фууууу.... какая аццтойная книжка" и т.п., но вот что вы хотели увидеть, предлагая читателям такую возможность? И предполагалась ли дальнейшая дискуссия с читателями?

    а об эксперименте вконтакте отпишусь обязательно :))

    ОтветитьУдалить
  17. Хм...
    Пример блога, веду лично
    http://socfak.spb.ru/blog/biblioteka/
    Пример вконтакта и твиттера
    http://twitter.com/Library_SIR_edu
    http://vkontakte.ru/club3416956
    Так что всё применяется

    ОтветитьУдалить
  18. Автор обсуждаемой статьи один из наших преподавателей (учусь биб. делу на заочке),спасибо за интересный разбор статьи.

    Я сейчас как рас готовлю работу к конференции молодых специалистов (пройдёт 15-го декабря в НГОНБ) на тему «Система информирования читателей о культурно-просветительской деятельности библиотеки с использованием мультимедийных и компьютерных технологий»

    Как опубликуюсь буду рад поделиться ссылкой на оную :)

    ОтветитьУдалить