среда, 16 июня 2010 г.

К вопросу о методике поиска для библиотекаря и читателя

Отличается ли методика поиска для библиотекаря и для читателя? Например, читатель приходит в библиотеку и оставляет запрос про ендовы. А библиотекарь про такое слово первый раз в жизни слышит. Бежит к словарям (или в Интернет), там выясняется, что это и утварь домашняя, и строительный элемент. Скажем, читателю нужно в строительном аспекте. Значит, он минует "первичный справочный" этап разыскательного алгоритма (методики) и знает уже, что ему нужно в "строительный" раздел каталога.
С другой стороны, читатель мог прийти в библиотеку с познавательной целью - типа, услышал слово интересное, пойду спрошу библиотекарей, они умные, должны знать. Тогда придется начать со словаря (в самом общем понимании - хоть БСЭ (Большой советской энциклопедии), хоть Интернет).
Вывод: методика поиска единая, но ее использование (этапы прохождения) конкретным человеком будет зависеть от его конкретного багажа знаний.

3 комментария:

  1. Подобный подход хорошо использовать в муниципальной библиотеке, когда вы не понимаете запрос своего читателя и не доверяете ему, считая его полным профаном, а себя настоящим спецом(опасно иметь завышенную самооценку).
    В научной библиотеке подход другой - хорошо бы научиться разговаривать с читателем, он сам замечательно рассказывает, что хочет найти и из какой научной области, а вы можете помочь сформулировать запрос или варианты запроса. Это эффективно , когда вы ничего не понимаете в элементах конструкции электростанции или хелатных соединениях никеля и т.д. На чтение справочников и энциклопедий вам придется потратить много времени, а читатель ждет.
    Данный подход позволяет вас сделать читателя вашим другом, поселить в его душе доверие к вам как к информационной службе и постоянно обращаться к вам за консультацией (а затем и решить с каким консультантом персонально он будет в дальнейшем работать).
    Удачи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хоть уже почти 3 года минуло с написания поста...)
      Согласна, что разговор с читателем - весьма полезное дело. Можно выудить море дополнительной важной информации, которую читатель не сообщил при первичной формулировке запроса.
      Согласна, что многие библиотекари грешат завышенной самооценкой (и сама себя порой считаю крутым поисковиком, каюсь).
      Особенно важно поселить в душе доверие к инф. службе (библиотеке) и ее специалистам.

      Удалить
  2. Цитата: "Подобный подход хорошо использовать в муниципальной библиотеке"... эээ, какой подход?

    Цитата: "В научной библиотеке подход другой - хорошо бы научиться разговаривать с читателем". А в муниципальной, значит, библиографическое интервью отменяется? :)

    Я не совсем улавливаю ход Ваших мыслей.

    Целью данного поста была попытка привести пример, что из "информационного проводника" библиотекарь может также превратиться и в "информационного ведомого", если читатель гораздо лучше библиотекаря ориентируется в какой-либо теме.

    ОтветитьУдалить